Тепловые насосы обеспечивают перенос тепловой энергии от низкопотенциального источника на коммерчески полезный температурный уровень.
Виды тепловых насосов
В зависимости от принципа работы тепловые насосы подразделяются на классы: компрессионные и абсорбционные. Компрессионные тепловые насосы всегда приводятся в действие с помощью механической энергии (электроэнергии), в то время как абсорбционные тепловые насосы могут также использовать тепло в качестве источника энергии (с помощью электроэнергии или топлива).
Достоинства компрессионных тепловых насосов
Главное достоинство этого типа тепловых насосов — их высокая эффективность, самая высокая среди современных тепловых насосов. Соотношение подведённой извне и перекачанной энергии у них может достигать 1:3 — то есть на каждый Джоуль подведённой энергии из зоны охлаждения будет откачано 3 Дж тепла. При этом компрессор может стоять отдельно, и выработанное им тепло (1 Дж) необязательно отводить во внешнюю среду в том же месте, где отдаются 3 Дж тепла, откачанные из зоны охлаждения.
Недостатки компрессионных тепловых насосов
К недостаткам этих тепловых насосов можно отнести, во-первых, само наличие компрессора, неизбежно создающего шум и подверженного износу, а во-вторых, необходимость использования специального хладагента и соблюдение абсолютной герметичности на всём его рабочем пути.
Достоинства абсорбционных тепловых насосов
Главное достоинство абсорбционных тепловых насосов — это возможность использовать для своей работы не только дорогое электричество, но и любой источник тепла достаточной температуры и мощности — перегретый или отработанный пар, пламя газовых, бензиновых и любых других горелок — вплоть до уходящих газов котлов и т.д.
Второе достоинство этих агрегатов— это возможность создания конструкций, не содержащих движущихся деталей, а потому практически бесшумных.
Недостатки абсорбционных тепловых насосов
Главный недостаток этого типа тепловых насосов — более низкая эффективность по сравнению с компрессионными.
Второй недостаток — сложность конструкции самого агрегата и довольно высокая коррозионная нагрузка от рабочего тела, либо требующая использования дорогих и труднообрабатываемых коррозионно-стойких материалов, либо сокращающая срок службы агрегата до 5..7 лет. В результате стоимость «железа» получается заметно выше, чем у компрессионных установок той же производительности.